3 Января - 125 лет Великому Профессору ТОЛКИНУ.
Каждый новый год всегда начинается с самого главного.
С Дня Рождения Профессора Рональда Толкина.
Толкин - это последняя милость Господа.
В век двух мировых войн и бесконечных катастроф.
Чтобы наше сердце всё-таки могло - биться. В этом остывающем мире.
Он родился между двумя Рождествами.
И это тоже усиливает его личную Уникальность и Чудесность.
Поэт, Филолог, Учитель, Воин, Муж, Христианин, Демиург.
И во всём - абсолютная Верность и Преданность.
По каждому из пунктов.
Верность служению слову. Отношение к слову - как к Чуду.
Всю жизнь занимался языками и сам создавал - языки.
А язык - это Дом Бытия, мы же помним.
А высшая форма существования языка - Поэзия.
Во всех его книгах - через край - непрерывные стихи и песни.
И в них - выражена Истина, в них - всё рассказано и предсказано.
Пора начать песням - сбываться!
Все великие книги всех мировых религий - написаны стихами.
Все эпосы всех народов земли - написаны стихами.
Мужчина - это Поэт и Воин.
Толкин был на Первой Мировой и слишком хорошо знал, что такое смерть.
Двое из знаменитой бирмингемской четвёрки ЧКБО так и не вернулись с войны.
Изумительные Роберт Гилсон и Джеффри Бейчи Смит.
Которые на школьных переменах говорили на древнегреческом.
Гилсон взял с собой на фронт две книги: Новый Завет и Одиссею. И обе на греческом.
Только что был шестнадцатый год. В 1916 они и не вернулись.
Может быть, поэтому он так бережно относился к своим героям.
Все четыре хоббита живы. Из девяти Хранителей Кольца восемь - живы.
Отношение к жизни - как к Чуду.
Верность одной женщине - любимой жене Эдит Мари Толкин.
Первой и Единственной. Его Лютиэн Тинувиэль.
Отношение к ней - как к Чуду.
Он просил, чтобы на памятнике было слово "Лютиэн" -
"...это имя значит для меня больше, нежели бесчисленное множество слов;
ибо она была моей Лютиэн и знала об этом.."
"Сильмариллион" - Глава Девятнадцать - "О Берене и Лютиэн".
Главная история любви вселенной Толкина. Рядышком - Арагорн и Арвен.
И наконец Христианство - о чём самое время сказать - между двумя Рождествами.
Есть огромная книга писем Толкина - он писал их всю жизнь.
И там он подробнейшим образом, предельно ясно, чётко и ответственно говорит о смысле своих произведений и о своих духовных взглядах. А добрые католики даже собираются его беатифицировать. Но дело не в этом, а в том, что в его книгах - абсолютно чёткая система христианских нравственных ценностей, сильный духовный стержень, без которого человек превращается в гниющую аморфную слизь. Какое бы тотальное огромное зло ни обрушивалось на тебя - типа да всё бесполезно, да ты посмотри нас вон сколько, да все твои подвиги бессмысленны, да все уже на нашей стороне, ты один остался, дурачок... Пойми, всё так относительно... А человек настолько беззащитен...
Вот даже тогда - НЕ сдаваться. Не дать себя развести на предательство.
Никаких вихляний. Вера и Верность. Верность Братству Кольца.
Арагорн не бегает из лагеря в лагерь. Сэм не наносит удар в спину Фродо.
То есть эти герои совершают абсолютно нормальные нравственно здоровые поступки.
И на фоне того, что ежедневно творит человек - это уже просто Чудо и Подвиг.
Толкин создаёт мир таким, каким он может и должен быть.
Об этом и Иосиф Бродский: "Не в том смысл жизни, что в ней есть.
Но в вере в то, что в ней ДОЛЖНО БЫТЬ."
Огромное количество писем написано - детям.
Своим собственным детям - наверное, стараешься передать Самое Главное.
В марте 1941 он пишет сыну Майклу: "Из мрака моей жизни, пережив столько разочарований, передаю тебе тот единственный, исполненный величия дар, что только и должно любить на земле: Святое Причастие.." Но прийти на Причастие - это Поступок.
Это реальная духовная работа. Но мы не хотим слышать, о чём говорит Толкин.
Проще играть в онлайновый "Властелин Колец". А сам Толкин так и остаётся непрочитанным. Прочитать - это когда книга становится частью тебя и твоей жизни, определяет твои мысли и поступки. Толкин- это Живой Огонь, Истина и Жизнь.
Или - так, выдумки, игрушки, полная чушь и ерунда? Твои поступки отвечают на этот вопрос.
В письме к сыну Кристоферу в ноябре 1944 - снова о Причастии.
"А ещё ты напомнил мне о внезапном озарении...что я пережил совсем недавно, пробыв полчаса в церкви Св. Григория перед Святым Причастием, в то время как там шло Quarant'Ore.
Я видел Свет Божий (или думал о нём); и в нём подрагивала одна крошечная пылинка (или миллионы пылинок, к одной-единственной из которых и был прикован мой смиренный разум), и мерцала белизной, потому что отдельный луч Света удерживал ее - и озарял. (Не то чтобы Свет разбивался на множество отдельных лучей; но само по себе существование пылинки и ее местонахождение по отношению к Свету образовывало прямую линию, и эта линия тоже была Свет.) И луч этот был Ангелом-Хранителем пылинки; не нечто, вставшее между Господом и его творением, но само внимание Господа - олицетворенное..." Там дальше удивительное Продолжение - это письмо действительно очень большое и лучше прочитать его полностью. И всю книгу писем Профессора=))
"В воскресенье мы с Приской (его дочка Присцилла) поехали на велосипедах в церковь Св. Григория, под дождём и ветром /.../ Зато мы послушали одну из лучших.. проповедей о. К. Превосходнейший комментарий на воскресное Евангельское чтение (исцеление женщины и дочери Иаира)..." И в этом же письме дальше: " Так просто, так обыденно: ибо чудеса именно таковы. В реальной, повседневной жизни они — инородное явление (как в заблуждении своем говорим мы) ... когда, казалось, всё кончится плохо, а затем вдруг, нежданно-негаданно, закончилось счастливо. Я испытал это ни на что не похожее чувство, что всем нам доводится переживать, хотя и нечасто. Ни на какое другое ощущение оно не похоже. И внезапно я понял, что это такое: то самое, о чем я пытаюсь писать, что пытался объяснить в эссе о волшебных сказках... Для обозначения этого чувства я создал термин «эвкатастрофа»: внезапный счастливый поворот сюжета, от которого сердце пронзает радость, а на глазах выступают слёзы (я доказывал, что высшее предназначение волшебных сказок как раз и состоит в том, чтобы вызывать это чувство). И тут меня подтолкнули к мысли: а ведь особое воздействие его объясняется тем, что чувство это -внезапный отблеск Истины; всё твоё существо, скованное материальными причинно-следственными связями, этой цепью смерти, внезапно испытывает глубочайшее облегчение: как если бы вывихнутая рука или нога внезапно встала на место. Всё твоё существо вдруг понимает... вот, оказывается, как на самом деле оно всё действует в Великом Мире, для которого мы созданы. И в заключение я сказал, что Воскресение явилось величайшей «эвкатастрофой», возможной в величайшей Волшебной Сказке, и вызывает это ключевое чувство: христианскую радость, от которой слёзы на глаза наворачиваются..."
Это то самое чувство, когда посреди самого последнего отчаяния
внезапно появляется белый корабль с Алыми Парусами.
И ещё очень важно событие Покаяния - история Боромира.
Поэтому великая Наталия Трауберг писала, что они восприняли эту книгу в первую очередь как великое нравственное напоминание.
"Я выбросил им своё сердце под пули," - сказал Толкин после
публикации "Властелина Колец".
Если мы читаем всё это и продолжаем предавать- это ещё одна пуля в его сердце.
Но это получается пафос, хотя и абсолютная правда и слово хорошее, греческое.
Поэтому просто -
С Днём Рождения, Великий Инклинг.
С Днём Рождения, Отважный Берен.
С Днём Рождения, Святой Рональд.